В Москве представлен функциональный образец электромобиля АТОМ, который через два года должен превратиться в серийный автомобиль. Концепт представил российский стартап АО “Кама”.
Предыстория
В 2021 году стало известно о проекте создания электрического автомобиля. Компания “Кама” была основана в августе 2021 года. Уставный капитал предприятия составил 720 млн рублей. Основными инвесторами проекта стали гендиректор “Камаза” Сергей Когогин (он вложил в проект личные средства, но также создание электрокара финансируется и самой компанией “Камаз”) и бизнесмен Рубен Варданян, который сейчас передал свои акции в доверительное управление семейного фонда.
В ноябре 2022 года стало известно, что проект получил название “АТОМ”. Сейчас штаб-квартира производителя находится в Набережных Челнах, офисы расположены в Москве, Санкт-Петербурге и Тольятти, также есть офис в Китае.
Над разработкой АТОМ трудятся 500 человек (многие из которых до этого участвовали в российских и мировых автомобильных, IT и технологических проектах, включая Volkswagen, Mercedes-Benz, Tesla, Ford, Avito, Yandex и Sber), процесс включает в себя 12 треков параллельной разработки. Разработкой автомобиля руководит Харальд Грюбель, работавший в Volkswagen и Mercedes-Benz, а в середине 2010-х занимавший должность вице-президента АвтоВАЗа по инжиниринг.
Коротко, что известно из обзоров
Над дизайном электрокара работало итальянское бюро Torino Design (оно сотрудничало, в том числе, с McLaren, BMW, FCA, Maserati и Ferrari), а платформу АТОМ помогала создавать китайская фирма IAT Automobile Technology, которая является технологическим партнером таких марок как FAW-Volkswagen, Haima, Chery, Dongfeng Nissan и Beijing Hyundai.
Длина авто – 3995 мм, ширина – 1780 мм, а высота – 1615 мм, что обещает хорошую маневренность в городских условиях и удобную парковку. При этом заявленный уровень комфорта пассажиров – С/D-класс.
Салон оформлен в стиле минимализма. Так, в роли “приборки” выступает интегрированный в рулевое колесо цифровой дисплей. Это решение вызвало уже много споров про удобство. Распашные двери – патент разработчиков, т.к. в отличие от аналогов, открываются задние двери независимо от передних. Двери и отсутствие средней стойки также привели к спорам о безопасности.
Медиасистема электромобиля будет работать на собственном программном обеспечении Atom OS, под нее готовится и собственный маркетплейс Atomverse. Также планируется размещение интерфейса дополненной реальности на лобовом стекле.
Мы перенесли в автомобильную индустрию базовую софтверную компетенцию — до мелочей и миллиметров строить клиентский путь. Наша система артефактов быстро и умно превращает клиентский запрос и наши гипотезы в настоящий востребованный продукт. Мы выстроили процессы частых итераций, экспериментов и отбора лучших решений: сделали несколько продуктовых лабораторий, построили здоровую внутреннюю конкуренцию между командами, курирующими разные модели электромобиля. Я из семьи инженеров, покорявших космос. Поэтому подход я подсмотрел у Королёва, который поручал нескольким командам параллельно задачи и в результате выбирал наилучший конкурентный результат.
Директор по ИТ-продуктам компании “АТОМ” Дмитрий Агеев
Показанный ходовой макет использует условное шасси с задними ведущими колесами, в рамках проекта создают новую переднеприводную платформу. Обещан полу-автопилот и полностью автоматический парковщик.
Автомобили планируют оснащать литий-ионной тяговой батареей производства компании «Рэнера» (входит в состав госкорпорации Росатом). Ёмкость батарей около 70 кВт⋅ч. Батареи начнут производить в 2025 году на предприятии Рэнеры в Калининграде. По техзаданию запас хода должен быть до 500 км, максимальная скорость составит 170 км/ч, время разгона с 0 до 100 км/ч – 7 секунд. За разработку высоковольтной системы электрокара отвечает российско-китайская команда инженеров во главе с Ларри Вангом, работавшим с Ford и Byton. Сейчас компания готовится к проведению работ по интеграции, калибровке, испытаниям батарей, электроприводов, систем термостатирования и управления батареей.
Мы считаем, что продукт, который мы создаем, имеет возможность достаточно широко масштабироваться с точки зрения бизнеса. Это, конечно, планы по развитию нашего электромобиля не только на российском рынке, но и, безусловно, на других рынках, на которые мы смотрим. Это страны СНГ, Ближний Восток, Юго-Восточная Азия и даже Китай
Генеральный директор “АТОМ” Игорь Поваразднюк
В видео АТОМ – электромобиль-гаджет из России, рассказывается и о разрабатываемой зарядной станции, показана правда станция другого производителя NSP.
В августе 2023 будет собрана партия из 10 ходовых прототипов, которые отправятся на испытания, а в конце 2024 года будет представлена предсерийная версия электромобиля. Первые серийные машины в продаже уже летом 2025 года, по планам выпускать не менее 200 000 электромобилей в год. Но площадка для производства еще не определена. Рассматривается бывший завод Ford в Набережных челнах.
ООО “РЭНЕРА” (отраслевой интегратор Росатома по системам накопления энергии, входит в Топливную компанию Росатома “ТВЭЛ”) увеличила долю с 49,16% до 98,32% акций южнокорейской компании Enertech International Inc. – производителя электродов, литий-ионных аккумуляторных ячеек и систем накопления энергии различной емкости.
По технологии Enertech Ростатом будет выпускать батареи для электромобилей на гигафабрике в Калининграде.
19 мая 2023 Новикомбанк (дочерний банк Ростеха) примет участие в организации финансирования индустриализации электромобиля АТОМ на общую сумму в размере 10 миллиардов рублей. “Средства направят на развитие проекта по разработке и созданию производства инновационных отечественных электромобилей АТОМ с собственным программным обеспечением”, – сообщает АО “Кама”.
02.06.2023 Цена на АТОМ планируется чуть меньше 2 млн. рублей. Так главный исполнительный директор КамАЗа Сергей Когогин ответил Михаилу Мишустину на состоявшейся в Нижнем Новгороде конференции «Цифровая индустрия промышленной России».
Рэнера (структура Росатома) приобрело долю в стартапе Кама почти за 6,2 млрд рублей, обнаружил Коммерсантъ в отчетности компании за 2022 год. В ней Кама указана как “зависимое общество” – это означает, что доля Рэнеры составляет не менее 20%, поясняет издание.
АТОМ и завод Москвич подписали меморандум на оказание услуг по производству электромобилей на территории завода. Согласно документу, АТОМ будет использовать услуги контрактной сборки, включающие конвейерную сварку, покраску и сборку электромобилей, а также другие сопутствующие услуги.
Технические подробности собственной платформы АТОМ:
• Привод: задний
• Габариты: 3995x1780x1615 мм
• Клиренс: 170 мм
• Порты зарядки: GB/T
• Разгон от 0 до 100 км/ч: до 8 сек.
• Запас хода: 500 км (WLTC)
• Быстрая зарядка до 100 км: 8 мин.
• Мощность двигателя: 150 (~205 л. с.)
• Радиус разворота: 4,9 м
• Колеса: 215 x 55 R17 до R19
• Емкость батареи: 77 кВт·ч
• Количество гарантированных циклов зарядки: 1000
• Подвеска: передняя — Макферсон, задняя — многорычажная независимая
АТОМ представил обновленный дизайн
1. Основные элементы
Изменили колесные арки, зеркала заднего вида, наклон передней части и профиль задней кромки капота. Добавили активную решетку радиатора.
2. Задняя часть кузова
Обновили спойлер, поменяли диффузор, доработали заднюю стойку для разграничения потоков воздуха, возникающих позади автомобиля.
3. Осветительные приборы
Переработали блок фар, изменили контур функциональной светодиодной полосы, под которой разместили радар и камеру для системы помощи водителю ADAS 2.0+.
4. Двери
Добавили электрический привод открывания распашных дверей, выдвижные ручки задних дверей заменили на кнопки. А также усилили конструкцию петель и изменили форму задних дверей.
05.06.2024 на выставке ECOM Expo 2024 представлена версия АТОМ для служб доставок (LCV, малотоннажный грузовой автомобиль).
Основные характеристики:
На месте пассажирского сиденья предусматривается зона для размещения дополнительного груза.
2 млрд рублей инвестирует в АТОМ Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), заявление сделано в ходе 27-го Петербургского международного экономического форума. РФПИ также планирует привлечь в проект китайских партнеров.
В 2021-2023 проект электромобиля АТОМ привлек инвестиции на общую сумму в 24 млрд рублей. 14 млрд руб. пришлось на средства частных инвесторов, 10 млрд руб. – на заем Фонда развития промышленности (ФРП).
В 2024 АТОМ рассчитывает привлечь еще 31 млрд рублей. В частности, от частных инвесторов – 10 млрд рублей, через механизмы “Фабрики проектного финансирования” ВЭБа – 15 млрд рублей и еще 6 млрд рублей – в виде гранта Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) по линии поддержки особо значимых проектов.
Сообщил директор по взаимодействию с органами государственной власти АО “Кама” Анатолий Кияшко на сессии Агентства стратегических инициатив (АСИ) и государственной корпорации “ВЭБ.РФ” в Татарстане 26.01.2024.