Подробностями про первый белорусский электромобиль BELGEE eX50 поделился Сергей Поддубко, генеральный директор ГНУ “Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси”.
Шасси на базе Geely Coolray. У китайской стороны выкуплена лицензия на производство кроссовера Geely Coolray, поэтому теперь белорусский производитель могут вносить изменения в конструкцию автомобиля.
Со временем этот кроссовер станет целиком белорусским. Лицензия позволяет нам сделать из машины электрическую версию, но потребуются серьезные доработки. В первую очередь – схемы монтажа батареи, которую мы, как и во всех электромобилях, разместили под днищем. Это влечет изменения в кузовной части.
Сергей Поддубко, генеральный директор ГНУ “Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси”
“Базовый” автомобиль институт приобрел в июне 2023-го. До конца 2024 года необходимо создать опытно-промышленную партию из пяти образцов, затем перевести производство в предсерийный вариант.
В институте создали Научно-инженерный центр “Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин”, который научился проектировать двигатели, инверторы, редукторы, батареи…
Сегодня можем разработать тяговый электропривод под любое техническое задание.
Взяли корпус ставшего отечественным BG X50, насытили его собственными электрическими компонентами. Сами их разработали, выпустили конструкторскую документацию, изготовили экспериментальные образцы. Готовимся передать документацию предприятиям.
Двигатели будет производить ОАО “Могилевлифтмаш”, силовую электронику – ОАО “Измеритель” из Новополоцка, батареи – Холдинг 1AK-GROUP.
Сейчас в Беларуси возводится цех по сборке литий-ионных батарей. Из Китая будут поставлять необходимые ячейки, останется сборка и тестирование элементов питания.
Электроника и алгоритмы управления в BELGEE eX50 будут белорусскими, что существенно снизит их стоимость. Кроме того, запас хода у электрокара рассчитан на 400 километров. Электропривод и блок коммутации, в котором собираются все контакты, размещены под капотом. На электричество «переведены» тормоза, отопитель, привод кондиционера. Батарея – под днищем, багажник стандартного размера.
Ячейки для отечественных батарей, по примеру остального мира, закупаются в Китае. Осваивать их производство в Беларуси нет смысла, потому что не получится превзойти продукцию из КНР ни по цене, ни по качеству. Китай – мировой лидер, поставляющий литий-ионные энергетические компоненты во все страны. Все литий-ионные ячейки, получаемые из Поднебесной, в институте тестируются, под них наши специалисты пишут алгоритмы управления. Электроника, которая «навешивается» сверху, – белорусская.
Электронная система отслеживает температуру и зарядные токи в каждой ячейке, чтобы была правильная балансировка заряда и разряда элементов. Под это пишется специальная управляющая программа. Иначе батарея не станет работать. Скорость зарядки белорусского электромобиля не будет отличаться от зарубежных аналогов, ведь ячейки в батареях везде одинаковые. Да и скорость определяется токами: чем мощнее зарядная станция, тем быстрее идет заправка. Поэтому батарею можно зарядить как за полчаса, так и за ночь.
Сергей Василенко, ведущий инженер
Когда будет готова опытно-промышленная партия электрокаров, “БЕЛДЖИ” оценит, насколько машины конкурентны на рынке. Серийное производство также планируется на площадках этого предприятия.
Уже в конце января 2024 года Объединенным институтом машиностроения НАН Беларуси начата работа по сертификационным испытаниям экспериментального образца белорусского электрокара и доработка конструкторской документации для условий серийного производства. Также утверждена дорожная карта по организации выпуска опытно-промышленной партии легковых электромобилей BELGEE eX50 в нынешнем году.
Чтобы стимулировать внутреннее производство и создать конкурентную цену для белорусских электрокаров, в будущем придется вернуться к таможенным пошлинам. Это позволит нашим машинам конкурировать на внутреннем рынке. Сейчас ввозимые в республику электромобили освобождены от уплаты таможенных пошлин и налогов.