Зарядные станции электромобилей разрешили устанавливать ниже первого подземного или подвального этажа

С 5 ноября 2023 года вступит в силу новый СП 113.13330.2023 «СНиП 21-02-99 Стоянки автомобилей», который объединит и заменит сразу два свода правил: СП 506.1311500.2021 и СП 113.13330.2016. Новый СП утвержден Приказом Минстроя России от 05.10.2023.

Зарядные станции номинальным током до 32 А можно устанавливать ниже первого подземного или подвального этажа

Основные положения для электромобилей:

6.2.12 В закрытых стоянках автомобилей часть помещения, содержащая машино-места с оборудованием для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, должна быть выделена в отдельную пожарную секцию площадью не более 1200 м2 одним из следующих способов:

  • противопожарными перегородками 1-го типа;
  • зонами (проездами), свободными от горючей нагрузки, шириной не менее 8 м;
  • зонами (проездами), свободными от горючей нагрузки, шириной не менее 6 м с устройством посредине зоны дренчерной завесы в одну нитку с расчетным числом оросителей при обеспечении по всей длине удельного расхода 1 л/(с·м) или автоматически опускающимися при пожаре на расчетную высоту противодымными экранами (шторами).

Выделение машино-мест с оборудованием для зарядки не требуется:

  • в помещениях закрытых стоянок автомобилей площадью не более 1200 м²;
  • в помещениях площадью более 1200 м², если общее число указанных машино-мест не превышает 10.

6.2.30 В закрытых стоянках автомобилей машино-места с оборудованием для подзарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения независимо от площади.

7.10 Парковочные места для электромобилей и гибридных автомобилей

7.10.1 Хранение электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, в том числе с организацией машино-мест с оборудованием для их зарядки, допускается осуществлять совместно с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания.

7.10.2 Машино-места для электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, оснащенные оборудованием для зарядки, допускаются на открытых площадках, а также в открытых и закрытых стоянках автомобилей классов конструктивной пожарной опасности
C0, С1 (за исключением механизированных и полумеханизированных стоянок). При размещении указанных машино-мест в закрытых стоянках автомобилей ниже первого подземного или подвального этажа допускается только зарядка автомобилей с номинальным током до 32 А (медленная зарядка) и с аккумуляторами, не выделяющими при зарядке и эксплуатации горючие газы.

7.10.3 Размещение машино-мест с оборудованием для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей в стоянках автомобилей следует осуществлять в соответствии с 6.2.12.

7.10.4 Выбор зарядной инфраструктуры должен учитывать наличие доступной электросетевой инфраструктуры и необходимой для подключения мощности (либо возможности реконструкции распределительных объектов для выделения необходимой мощности). Для зарядки электромобилей следует применять специализированные устройства – зарядные станции.

7.10.5 Планировка пространства возле зарядной станции должна учитывать: габаритные размеры электромобиля (приложение А); возможные способы постановки на зарядку; длину кабелей зарядного устройства различных марок электромобилей.

Зарядная станция должна находиться не далее 1 м от площадки, предназначенной для постановки электромобиля в целях зарядки, с учетом габаритов машино-места электромобиля 3 000 × 6 000 мм.

7.10.6 На стоянках автомобилей с общедоступными местами для зарядки электромобиля должен быть знак «Парковочное место с зарядной станцией для автомобилей с электрическим двигателем»: дорожный знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» в сочетании с табличкой 8.4.3.1 «Вид транспортного средства» согласно ГОСТ Р 52289.

Габариты машино-мест для стоянки электромобилей следует принимать:
2 500 × 6000 мм – для устройства парковочных мест параллельно оси проезда, вдоль тротуаров;
3 000 × 6000 мм – для устройства парковочных мест в прочих условиях.
Зарядное устройство должно находиться не далее 1 м от площадки, предназначенной для постановки электромобиля в целях зарядки.

7.10.7 Для обеспечения защиты зарядного устройства в пределах парковочных мест при их размещении под углом к оси проезда необходимо предусматривать противоподкатные устройства по схеме, указанной в приложении Б (рисунок Б.1), на расстоянии, превышающем задний свес расчетного автомобиля (L), но не менее 1100 мм.

7.10.8 Для обеспечения защиты зарядного устройства, устраиваемого в пределах парковочного места при размещении парковочных мест параллельно к оси проездов, необходимо устройство бетонных тумб высотой не менее 0,2 м и размерами в плане, рекомендуемыми производителем электрического зарядного устройства, но не более 0,5 × 0,5 м и колесоотбойников. Схема бетонной тумбы приведена в приложении Б (рисунок Б.2).

7.10.9 Требования к вилкам, штепсельным розеткам, переносным розеткам и вводам транспортных средств со штырями и контактными гнездами стандартизованных конфигураций (далее – устройства), рассчитанные на паспортное номинальное рабочее напряжение не более 500 В по ГОСТ 29322 переменного тока частотой 50–60 Гц и номинальный ток не более 63 А для трехфазной сети или 70 А – для однофазной, применяемые в кондуктивной (проводной) зарядке электромобилей, должны соответствовать ГОСТ Р МЭК 62196-2.

7.10.10 Соединение электромобиля с оборудованием источника питания (ОИПЭТ) должно быть таковым, чтобы в нормальных условиях эксплуатации кондуктивная передача электроэнергии выполнялась безопасно в соответствии с ГОСТ Р МЭК 61851-1.

7.10.11 Защиту от поражения электрическим током предусматривают принятием соответствующих мер как при нормальной эксплуатации, так и в условиях повреждения:

  • для бортовых систем или оборудования электромобиля – по ГОСТ Р ИСО 6469-1;
  • для систем или оборудования, внешних для электромобиля, – по разделу 411 ГОСТ Р 50571.4.41–2022.

7.10.12 При соединении электромобиля с сетью питания ОИПЭТ не должно быть ни одной доступной открытой токоведущей части, даже после снятия частей, которые снимаются без помощи инструмента в соответствии с ГОСТ 14254.

7.10.13 Зарядные устройства по заданию на проектирование могут проектироваться с использованием интеллектуального управления со следующими сценариями:

  • удаленный мониторинг и удаленное управление процессом зарядки;
  • прерывание зарядной сессии и (или) снижение доступной мощности в случае реализации сценария выравнивания нагрузки электросетевой компанией;
  • возможность перераспределения мощности между зарядными станциями в зависимости от запрограммированного времени зарядки электромобиля (например, в ночное время, т. е. в период минимальных спроса и цен на электроэнергию);
  • отключение зарядного оборудования при аварийных режимах.

7.10.14 Зарядные устройства должны обесточиваться при срабатывании системы пожарной сигнализации и (или) АУПТ.

7.10.15 Доступ к зарядным устройствам должен быть непубличным, активирование зарядной станции должно быть возможно только с помощью специальной карты доступа, мобильного устройства посредством Wi-Fi подключения в режиме «Ad-hoc» (режим «точка–точка») или посредством технологии Plug and Charge (ГОСТ Р 58122).
Система управления и взаиморасчетов по заданию на проектирование обеспечивает учет следующих параметров в разрезе как отдельно взятого ЭТ, так и по парку в целом:

  • дата, время и место зарядки;
  • объем потребленной электроэнергии;
  • продолжительность зарядки.

7.10.16 В стоянках открытого типа зарядные устройства должны быть защищены от влаги и проникновения твердых предметов не ниже IP54 по ГОСТ 14254.
Конструкция зарядных устройств и мест размещения зарядных станций должна обеспечивать их безопасное функционирование в условиях попадания дождя, снега, сильного ветра.

8.4.10 При устройстве в стоянке автомобилей, в том числе при хранении автомобилей в боксах, мест для зарядки электромобилей (зарядных колонок, станций) необходимо учитывать следующие положения:

  • места для зарядки располагают вдоль проездов для автомобилей и проходов для людей;
  • степень защиты оболочки электрооборудования, применяемого для зарядки электромобилей, должна быть не менее IP44;
  • электрические сети следует оснащать автоматическими выключателями и устройствами защитного отключения, управляемыми дифференциальным током;
  • электрооборудование, применяемое для зарядки батарей электромобилей, следует автоматически обесточивать при получении сигнала о срабатывании систем противопожарной защиты.

8.4.11 Проектирование зарядных колонок (станций) для транспортных средств следует осуществлять с учетом ГОСТ Р МЭК 61851-1, ГОСТ Р МЭК 62196-1.
В системе электроснабжения следует предусматривать устройства защитного отключения.

Ранее мы публиковали статью Как установить в подземном паркинге зарядную станцию для электромобиля, новый СП дает возможность производить установку зарядных станций и ниже -1 этажа.

Разъяснения МЧС по установке зарядных станций:

Указанные требования не ограничивают количество размещаемых машиномест в стоянках, имеющих площадь не более 1200 м2.

В случае, если в стоянке площадью более 1200 м2 количество машиномест не превышает 10, выделение мест их размещения в отдельные пожарные секции, в соответствии с СП 113.13330.2023, не требуется.

Требования по выделению частей помещений в отдельные пожарные секции распространяются на стоянки с машиноместами площадью более 1200 м2, не ограничивают количество машиномест в пределах соответствующей отдельной пожарной секции, а также допускают возможность их размещения на всей площади отдельной пожарной секции.

Добавить комментарий