Второй выпуск серии «Экономика России: аспекты глобального трансформационного сдвига» в рамках совместной работы Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ с Дирекцией по цифровым медиа и продвижению и Дирекцией по связям с общественностью НИУ ВШЭ.
- Электрокары позиционируют как более экологичную технологию и шаг на пути к экономике с нулевыми выбросами CO2. Это одна сторона медали. Другая — развитие беспилотного транспорта, который в силу объективных причин будет ездить именно на электрической тяге. И над обоими трендами — экономика электрокаров, которая становится все более конкурентной. Вместе с развитием технологий меняется и концепция организации городского движения, подход к процессу производства и межотраслевой синергии, в том числе за счет рециклинга.
- Что бы ни происходило в мире, электротранспорт продолжает развиваться: темпы роста продаж электромобилей продолжали увеличиваться и во время пандемии COVID-19, и во время кризисных явлений 2022 года. В России за 10 месяцев 2022 года продажи новых электромобилей выросли на 34%, в то время как в целом продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей упали более чем на 60%.
- Половина автовладельцев в России готовы пересесть на электромобиль. В первую очередь потому, что он экологичный, во вторую — из-за высоких цен на бензин, в третью — потому, что он выгоднее в обслуживании и эксплуатации.
- Согласно Концепции развития электротранспорта в РФ, к 2030 году каждый 10-й выпускаемый в России автомобиль будет электрическим. По планам уже через восемь лет в стране будут выпускаться порядка 220 тыс. электрокаров в год, а общее число транспортных средств на электротяге превысит 1,4 млн. К этому времени в мире, по расчетам Международного энергетического агентства (МЭА), будет насчитываться уже от 200 до 350 млн электромобилей.
- Как отмечают в Минэкономразвития, выпуск полностью локализованного отечественного электромобиля возможен при создании и развитии отечественных «вытягивающих» производств электрохимии, электромеханики и управляющей электроники.
- На долю батареи приходится не менее 40% стоимости всего электромобиля. Сейчас обсуждаются разные варианты удешевления авто за счет унификации батарей и их вторичного использования в стационарных системах накопления электроэнергии, а также различные схемы финансирования и владения — например, когда электромобиль покупается отдельно, а батарея может поставляться по схеме лизинга.
- В России постепенно выстраивается собственное производство литий-ионных аккумуляторов для электромобилей, намечается освоение нескольких месторождений лития: растущие цены на этот металл на мировом рынке делают эти проекты рентабельными и выгодными. Геологическая служба США оценивает прогнозные объемы запасов лития в России в 1 млн тонн.
- Со временем все федеральные трассы РФ будут оснащены необходимой инфраструктурой и полностью открыты для электромобильности и для беспилотников.
- Почему тренд на электромобильность не просто явление моды? Какие страны оказываются в авангарде технологической перестройки и есть ли шанс у России занять часть меняющегося рынка? О том, сможет ли электрокар преодолеть Чуйский тракт, нужен ли Google свой электромобиль и где бензиновые двигатели еще долго будут основой дорожного движения, — в интервью ведущего эксперта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Константина Трофименко.
- В этом году началось строительство первой в России гигафабрики по производству литий-ионных аккумуляторов для электротранспорта. Работы ведет компания «РЭНЕРА» — отраслевой интегратор «Росатома» в области систем накопления электроэнергии. Как создаются отечественные батареи для электрокаров, к чему приводит рост стоимости лития, насколько электромобильность изменит привычный нам образ жизни и как электрические аккумуляторы будут справляться с холодом — в интервью генерального директора «РЭНЕРА» Александра Камашева.
ФедералПресс в преддверии XXVI Петербургского международного экономического форума 14–17 июня 2023 отвечает на вопрос: Когда россияне массово пересядут на электромобили.
Комментировала тенденции рынка отечественного электротранспорта Председатель ассоциации развития электромобильного беспилотного подключенного транспорта и инфраструктуры (АЭТИ) Ия Гордеева.