Минэкономики по поручению правительства готовит предложения по обязательной установке зарядных станций для электромобилей (ЭЗС) на АЗС, сообщает «Ъ». Министерство должно установить критерии, по которым будут выбирать места установки ЭЗС, включая протяженность транспортных сетей, их категорию, экономическую целесообразность и др. Вопрос обсуждался 5 июля 2023 на совещании у главы департамента секторов экономики Минэкономики.
Такое требование уже существовало с 2016 по 2021 год, однако так и не заработало на практике из-за отсутствия рынка и четких критериев, на каких автозаправках нужны зарядные станции. В 2021 году требование отменили, но на некоторых АЗС за это время появились выведенные однофазные или трехфазные розетки.
Мнения участников рынка
Sitronics Group (занимаются, в частности, развитием своей сети зарядных станций): Армен Сафарян положительно оценивает инициативу, отмечая важность равномерного распределения ЭЗС. По его оценке, ЭЗС на заправках нужны хотя бы каждые 100 км, «при этом установка ЭЗС на АЗС должна быть субсидируемой, так же как и для остальных локаций». «К примеру, на автомагистралях на определенных участках есть сразу две-три заправочные станции – не очевидно, по какому принципу государство отдаст предпочтение той или иной локации».
Green Drive (также занимаются развитием зарядной инфраструктуры) предупреждает, что в России лишь 10-15% автозаправок имеют свободные электросетевые мощности (не менее 60 кВт), необходимые для установки быстрых ЭЗС. При отсутствии доступных сетей стоимость технического присоединения (ТП) станции может составлять от 1,5 млн до 7 млн руб. за 150 кВт, уточнили в компании.
Punkt E (оператор одной из крупнейших сетей электрозарядных станций в России): при имеющейся технической возможности подключения стоимость ТП на трассе составляет минимум 5 млн руб. за 150 кВт, тогда как коммерчески приемлемая цена – меньше 2 млн руб. «Если же возможности ТП ограниченны, то стоимость становится запретительной и может доходить до 30 млн руб. и выше».
ПАО «Евротранс» (бренд Трасса, имеет 11 ЭЗС на АЗС, планирует до 2032 года установить быстрые ЭЗС на 63 автозаправочных комплексах): Сергей Алексеенков считает «никто не будет проводить часы на АЗС, чтобы нормально зарядить электромобиль, это должно быть сопоставимо со временем обычной заправки, измеряемой минутами». На АЗС, как правило, общая мощность не превышает 150 кВт, из которых отдать на ЭЗС можно 20-30 кВт, подтверждает он, «это медленная зарядка, которую можно использовать только для подзарядки на 30-40 км пути». На АЗС нужно ставить модули быстрой ЭЗС с несколькими зарядками по 150 кВт и помещениями отдыха. «Это 1 МВт дополнительной мощности и вся инфраструктура комфорта, сами зарядки составят менее 5% цены, но тогда это полноценный бизнес, а не точка “подскока”».
Газпром нефть: решение по оснащению и типу ЭЗС зависит от ряда факторов, например, месторасположения АЗС, спроса в регионе, возможности выделения парковочных мест для электромобилей, а также кафе на время ожидания зарядки. Компания рассматривает возможность развития такого сервиса – в декабре 2022 года на ряде АЗС сети в Ленобласти установлены быстрые ЭЗС.
En+ Group (лидер производства низкоуглеродного алюминия и возобновляемой энергии, имеет свою сеть быстрых ЭЗС): Михаил Хардиков рассказал АВТОСТАТ про загрузку станций в свой сети. «Мы регулярно следим за мнением клиентов в пабликах и чатах, в реальном времени отслеживаем загруженность своей сети. Наиболее востребованные станции в Иркутске загружены не более чем на 30% от доступного времени. При этом Иркутская область является лидером среди российских регионов по уровню «электромобилизации»: доля электромобилей достигает 3-5% от общего автопарка».