Для стимулирования развития сегмента электромобилей и зарядной инфраструктуры Минэкономразвития России совместно с Минэнерго, Минпромторгом, Минстроем, МЧС, ФНС, ГК «Автодор» и Фондом развития промышленности подготовило навигатор мер электроподдержки с параметрами и способами получения господдержки.
Федеральные меры господдержки:
- Субсидия на приобретение электромобиля в кредит (льготное автокредитование).
Субсидируются затраты кредитной организации на предоставление скидки на уплату первоначального взноса по кредиту в объеме 25% стоимости электромобиля (не более 625 тыс. руб.).
Электромобили категории M1, M1G, L7, произведенные организациями, заключившими СПИК.
Покупателю необходимо обратиться в дилерский центр для приобретения электромобиля. - Субсидия на приобретение электромобиля в лизинг (льготный автолизинг).
Субсидируются затраты лизинговой организации на предоставление скидки на уплату первоначального взноса по лизингу в объеме 25% стоимости электромобиля (не более 625 тыс. руб.), для электромобилей категории N1 в объеме 30% стоимости электромобиля (не более 950 тыс. руб.).
Электромобили, произведенные организациями, заключившими СПИК.
Покупателю необходимо обратиться в лизинговую компанию. - Субсидия на создание «быстрых» зарядных станций в пилотных регионах.
Субсидируются затраты юр. лицам и ИП:
– на приобретение ЭЗС в объеме до 60% (не более 1860 тыс. руб.);
– на тех. присоединение в объеме до 30% (не более 900 тыс. руб.).
ЭЗС должна быть произведена организацией, получившей заключение в соответствии с ППРФ от 17.07.2015 № 719. Технические характеристики субсидируемых ЭЗС утверждены приказом Минпромторга России от 29.04.2022 № 1776.
Субсидия предоставляется ответственным органом гос. власти пилотного региона по факту создания ЭЗС. - Субсидия на проведение НИОКР.
При создании продукции, созданной в целях реализации инициатив социально-экономического развития РФ (в т.ч. «Электроавтомобиль и водородный автомобиль») применяется пониженный показатель достижения результата (отношение объема реализации продукции к размеру субсидии), равный 2 (при этом для иной продукции показатель равен 5).
Для получения субсидии необходимо подать заявку в Минпромторг России. - Возможность заключить СПИК.
СПИК 1.0 для создания или модернизации производства пром. продукции.
В автомобильной промышленности СПИК 1.0 могут заключаться на срок до 2033 г.
Минимальный объем инвестиций – 750 млн руб.
Инвестору обеспечивается неухудшение налоговых условий. Доп. льготы (в т.ч. возможность упрощенной процедуры получения заключения по ППРФ № 719, налоговые льготы) указываются в соглашении.
Для заключения СПИК 1.0 необходимо подать заявку в Минпромторг России.
СПИК 2.0 для разработки и (или) внедрения современной технологии.
В перечень современных технологий (рПРФ от 28.11.2020 № 3143-р) включены следующие технологии производства компонентов электромобилей: литий-ионные аккумуляторы для тяговых аккумуляторных батарей и СНЭ № 86(1), аноды № 87(1), катоды № 87(2), водородные топливные элементы № 72(1).
Срок заключения СПИК 2.0 до 15 лет, если объем инвестиций менее 50 млрд руб., до 20 лет, если объем инвестиций более 50 млрд рублей.
Инвестору обеспечивается неухудшение налоговых условий. Доп. льготы (в т.ч. возможность упрощенной процедуры получения заключения по ППРФ № 719, налоговые льготы) указываются в соглашении.
Для заключения СПИК 2.0 необходимо подать заявку в Минпромторг России. - Льготные займы ФРП по программе «Автокомпоненты».
Сумма займа: 100-5000 млн руб. Общий бюджет проект от 125 млн руб.
Срок займа: до 10 лет. Процентная ставка – 1 %.
В случае реализации создаваемой в рамках проекта продукции двум неаффилированным между собой покупателям в объеме не менее суммы привлекаемого займа на каждого покупателя заявитель вправе подать заявку в Минпромторг РФ для получения субсидии на погашение займа.
Для получения займа необходимо подать заявку в ФРП. - Бесплатный проезд электромобилей по платным участкам федеральных автомобильных дорог.
С 01.03.2023 по 31.12.2023 организован бесплатный проезд электромобилей, принадлежащих физическим лицам, по платным участкам федеральных дорог.
Для получения права бесплатного проезда владельцу электромобиля нужно приобрести транспондер T-pass – электронное средство регистрации проезда, эмитированное ООО «Автодор – Платные дороги», или воспользоваться ранее приобретенным транспондером. Также надо направить заявление в офис продаж ООО «Автодор – Платные дороги», приложить ПТС (паспорт транспортного средства) и СТС (свидетельство о регистрации транспортного средства), которые подтверждают, что электромобиль оснащен исключительно электрическим двигателем, и предоставить транспондер. - Налоговые льготы при приобретении ЭЗС электромобилей мощностью от 150 кВт (DC, 380 В).
- Получение инвестиционного налогового кредита.
Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) представляет собой изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. ИНК предоставляется по налогу на прибыль, региональным и местным налогам на срок от одного года до 5 лет на сумму кредита, составляющую 100% стоимости приобретенного организацией оборудования. Процент по ставке кредита устанавливается от ¾ до ½ ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Для получения ИНК по федеральным налогам необходимо обратиться в УФНС в регионе или в межрегиональную ИФНС для крупнейших налогоплательщиков. По региональным налогам – в уполномоченный орган исполнительной власти, наделенный соответствующими полномочиями региональным законодательством. По местным налогам – в региональную УФНС. - Получение повышенного коэффициента амортизации.
Налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации спец. коэффициент, но не выше 2. - Получение налоговых льгот по налогу на имущество в отношении вводимых ЭЗС мощностью от 150 кВт.
Организации могут быть освобождены от уплаты налога на имущество в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества. Налоговая льгота в отношении имущества применяется на территории субъекта РФ только в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ в соответствии с п. 1 ст. 381.1 НК РФ (письмо Минфина России от 25.02.2019 № 03-05-07-01/12857).
- Получение инвестиционного налогового кредита.
- Создание ЭЗС на подземных паркингах.
Машино-места для электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, оснащенные оборудованием для зарядки, допускается размещать на открытых площадках, а также в открытых и закрытых автостоянках класса конструктивной пожарной опасности С0, С1 (за исключением механизированных и полумеханизированных стоянок автомобилей). В закрытых автостоянках указанные машино-места допускается размещать не ниже 1-го подземного или подвального этажа и использовать только для зарядки автомобилей с аккумуляторами, не выделяющими при зарядке и эксплуатации горючие газы.
В закрытых автостоянках площадь помещения с наличием машино-мест с оборудованием для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей не должна превышать 1200 м2. В случае превышения указанной площади часть помещения, содержащая машино-места с оборудованием для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, должна быть выделена в отдельную пожарную секцию площадью не более 1200 м2.
В автостоянках допускается предусматривать не более 10 машино-мест с оборудованием для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей без указанного выделения части здания в пожарную секцию. - Создание парковочных мест с ЭЗС для зарядки электромобилей.
При размещении парковочных мест на стоянках автомобилей следует предусматривать места для хранения электромобилей, оборудованные зарядными устройствами, в количестве не менее 5% общего числа мест.
СП применяются на добровольной основе.
Регионы вправе самостоятельно устанавливать необходимое количество мест на парковках, оборудованных ЭЗС для электромобилей.
Региональные и муниципальные меры господдержки:
- Льготы по транспортному налогу.
Может применяться в двух видах:
1) полное освобождение от уплаты (например, в Воронежской области, Республике Дагестан, Пермском крае, Республике Алтай и др.);
2) частичное освобождение от уплаты (например, Волгоградская область, Нижегородская область и др.). - Льготы по оплате парковки.
Применяется в таких регионах, как: г. Москва, Воронежская обл., Московская область, Краснодарский край, Республика Татарстан и др. - Льготы по субсидированию затрат на оплату электроэнергии.
Например, Сахалинская область. - Субсидирование приобретения электромобилей.
Например, г. Москва, Нижегородская область.
Навигатор мер электроподдержки разработан Минэкономразвития России совместно с Минэнерго России, Минпромторгом России, Минстроем России, МЧС России, ФНС России, Государственной компаний «Автодор» и Фондом развития промышленности Скачать
Некоторые методические рекомендации:
- рекомендации по повышению уровня использования электромобилей и гибридных автомобилей и развитию зарядной инфраструктуры;
- рекомендации по расчету количества электромобилей (электробусов) и (или) гибридных автомобилей, используемых при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом;
- рекомендации по расчету количества электромобилей и (или) гибридных автомобилей, эксплуатируемых органами власти субъектов Российской Федерации и организациями с государственным участием;
- рекомендации по расчету количества парковочных мест для электромобилей и гибридных автомобилей, в том числе оборудованных зарядными устройствами;
- рекомендации по управлению парковочным пространством и обустройству парковочных мест для электромобилей и гибридных автомобилей.