Сайт Закон.ру подробно отвечает на вопрос: Как законно установить зарядку электромобилей в подземном паркинге? Перепечатываем текст публикации.
С 1 марта 2022 года вступил в силу новый свод правил СП 506.1311500.2021 Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности, утвержденный Приказом МЧС России от 17.12.2021 N 880 “Об утверждении свода правил “Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности”, который отменил ранее действующий запрет на использование зарядных и пусковых электроприборов и устройств автономного и стационарного исполнения в помещениях подземных автостоянок (п.6.4.5 Приказ МЧС России от 21 февраля 2013 г. N 117).
Новый свод правил впервые устанавливает, что хранение электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей в том числе с организацией машино-мест с оборудованием для их зарядки, допускается осуществлять совместно с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания. Машино-места для электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, оснащенные оборудованием для зарядки, допускается размещать на открытых площадках, а также в открытых и закрытых автостоянках класса конструктивной пожарной опасности С0, С1 (за исключением механизированных и полумеханизированных стоянок автомобилей). В закрытых автостоянках указанные машино-места допускается размещать не ниже 1-го подземного или подвального этажа и использовать только для зарядки автомобилей с аккумуляторами, не выделяющими при зарядке и эксплуатации горючие газы (п.5.9).
Требования к размещению зарядных станций для электромобиля.
Согласно новым СП “Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности” машино-места с оборудованием для подзарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей подлежат оборудованию автоматическими установками пожаротушения независимо от площади. Зарядная инфраструктура должна обесточиваться при срабатывании системы пожарной сигнализации и/или АУПТ (п. 8.7).
В закрытых автостоянках площадь помещения с наличием машино-мест с оборудованием для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей не должна превышать 1200 м2. В случае превышения указанной площади часть помещения, содержащая машино-места с оборудованием для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, должна быть выделена в отдельную пожарную секцию площадью не более 1200 м2 одним из следующих способов:
- противопожарными перегородками 1-го типа;
- зонами (проездами), свободными от пожарной нагрузки, шириной не менее 8 метров;
- зонами (проездами), свободными от пожарной нагрузки, шириной не менее 6 м с устройством посередине зоны дренчерной завесы в одну нитку с расчетным числом оросителей при обеспечении по всей длине удельного расхода 1 л/(с·м) или автоматически опускающимися при пожаре на расчетную высоту противодымными экранами (шторами).
В автостоянках допускается предусматривать не более 10 машино-мест с оборудованием для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей без указанного выделения части здания в пожарную секцию. При этом следует обеспечить организационные мероприятия, направленные на недопущение размещения пожарной нагрузки в пределах указанных зон (проездов). (п. 6.1.2).
Установка зарядки электромобиля в подземном паркинге возможна с использованием схемы присоединения к сети при помощи розетки при соблюдении всех требований к противопожарной безопасности, электробезопасности, выполнении всех требований к характеристикам по оборудованию источника питания, огнестойкости.
Требования к размещению электромобилей с зарядными устройствами на наземных стоянках открытого типа (включая многоуровневые с открытыми проемами в наружных ограждающих конструкциях для сквозного проветривания) закрепляются в СП 113.13330.2016. Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99 в разделе “Парковочные места для электромобилей”.
Процедура согласования установки розетки в подземном паркинге
Порядок действий при получении согласования:
1. Провести общее собрание собственников помещений многоквартирного дома для принятия решения об оборудовании паркинга розетками с индивидуальными приборами учета для зарядки электромобилей. К общему имуществу в многоквартирном доме, принадлежащему собственнику помещений в многоквартирном доме, относится в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома, его электрическое оборудование (п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса). Таким образом, ограждающие несущие и ненесущие конструкции паркинга, его электрическое оборудование является общей долевой собственностью собственников машино-мест и собственников квартир (если паркинг является неразрывной частью жилого дома).
2. Изменение электрооборудования паркинга, в том числе для установки розеток, относится к работам по переустройству и (или) перепланировке помещений. Согласование проекта переустройства и (или) перепланировки помещения с ресурсоснабжающей организацией, предоставившей мощность.
3. Получение разрешения Мосжилинспекции на переустройство нежилого помещения в многоквартирном доме. Для получения согласования необходимо предоставить в том числе правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение; учетно-техническую документацию на помещение; проект переустройства, согласованный с ресурсоснабжающей организацией, предоставившей мощность; протокол решения общего собрания.
4. Провести работы по установке розетки и оформить акт о завершенном переустройстве.
С заявкой на увеличение мощности или подведение розетки от имеющейся мощности обращается сам собственник машино-места или лицо, обладающее иным законным правом на нежилое помещение и имеющее право распоряжения нежилым помещением.
Работы по установке розетки и индивидуального прибора учета возможно заказать в центре платных услуг Мосэнергосбыт, либо в иной организации. Заявку на оформление акта о завершенном переустройстве подается по итогу выполнения работ, с приложением журнала производства работ, актов освидетельствования скрытых работ (при необходимости), либо онлайн на mos.ru, либо лично в МФЦ/ Мосжилинспекцию. В приемочной комиссии обязательно присутствие представителей Мосжилинспекции, автора проекта, исполнителя работ и представителя от Управляющей компании.
При нарушении порядка переустройства помещений общего пользования собственник обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ст. 29 Жилищного кодекса РФ).
5. Установить счетчик (прибор учета используемых энергетических ресурсов). В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Под установкой прибора учета понимаются работы по монтажу такого прибора учета и (или) иного оборудования, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) в точке поставки.
СП 113.13330.2016 Свод правил СТОЯНКИ АВТОМОБИЛЕЙ Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*
Парковочные места для электромобилей
5.2.42 В наземных стоянках открытого типа, размещаемых в зданиях I и II степеней огнестойкости, могут предусматриваться места стоянки электромобилей (ЭТ), оборудованных зарядными устройствами.
Установку зарядной станции для подзарядки электромобилей следует предусматривать, как правило, в автостоянках вместимостью более 500 машино-мест.
5.2.43 Выбор зарядной инфраструктуры (для быстрой зарядки и/или ультра-быстрой подзарядки) должен учитывать наличие доступной электросетевой инфраструктуры и необходимой для подключения мощности (либо возможности реконструкции распределительных объектов для выделения необходимой мощности).
5.2.44 В стоянках с закрепленными машино-местами за владельцами устанавливаются, как правило, зарядные станции типа 2 или типа 3.
5.2.45 Планировка пространства возле зарядной станции должна учитывать габаритные размеры ЭТ (приложение А); возможные способы постановки на зарядку; длину кабелей зарядного устройства различных марок электромобилей.
Как правило, габариты машино-место ЭТ 3000х5500 мм, а зарядная колонна должна находиться не далее 1 м от площадки, предназначенной для постановки электромобиля с целью зарядки.
5.2.46 На стоянках автомобилей с местами для ЭТ, должен быть знак “Парковочное место с зарядной станцией для автомобилей с электрическим двигателем” в соответствии с ГОСТ Р 52290.
Парковочные места следует размещать сгруппированными (с учетом 5.2.42) и обозначать знаком “Электромобиль”, выполненным на полу. Информация о наличии свободных мест в режиме реального времени может быть представлена на табло при въезде на стоянку, а также в виде электронного приложения.
5.2.47 Требования к вилкам, штепсельным розеткам, переносным розеткам и вводам транспортных средств со штырями и контактными гнездами стандартизованных конфигураций (далее – устройства), рассчитанные на паспортное номинальное рабочее напряжение не более 500 В по ГОСТ 29322 переменного тока частотой 50-60 Гц и номинальный ток не более 63 А для трехфазной сети или 70 А – для однофазной, применяемые в кондуктивной (проводной) зарядке электромобилей должны соответствовать ГОСТ Р 62196*.
5.2.48 Соединение ЭТ с оборудованием источника питания (ОИПЭТ) должно быть таковым, чтобы в нормальных условиях эксплуатации, кондуктивная передача электроэнергии выполнялась безопасно в соответствии с ГОСТ Р МЭК 61851-1.
5.2.49 Защиту от поражения электрическим током предусматривают принятием соответствующих мер как при нормальной эксплуатации, так и в условиях повреждения:
– для бортовых систем или оборудования ЭТ по ГОСТ Р ИСО 6469;
– для систем или оборудования, внешних для ЭТ, по разделу 411 ГОСТ Р 50571.3-2009.
5.2.50 При соединении ЭТ с сетью питания ОИПЭТ не должно быть ни одной доступной открытой токоведущей части, даже после снятия частей, которые снимаются без помощи инструмента в соответствии с ГОСТ 14254.
5.2.51 Зарядная инфраструктура всех типов (за исключением размещаемой в парках внутри закрытых и охраняемых помещений) должна быть в антивандальном исполнении, исключающим попытки несанкционированного использования. Силовые цепи зарядной инфраструктуры должны быть активированы только в случае успешной авторизации с помощью карты доступа.
5.2.52 Используемая зарядная инфраструктура должна поддерживать следующие сценарии интеллектуального управления:
– удаленный мониторинг процесса зарядки;
– прерывание зарядной сессии и/или снижение доступной мощности в случае реализации сценария выравнивания нагрузки электросетевой компанией;
– удаленное управление процессом зарядки.
5.2.53 Доступ к зарядной инфраструктуре должен быть не публичным, активирование зарядной станции должно быть возможным только с помощью специальной карты доступа.
Система управления и взаиморасчетов должна обеспечивать учет следующих параметров в разрезе как отдельно взятого ЭТ, так и по парку в целом:
– дата, время и место зарядки;
– объем потребленной электроэнергии;
– стоимость зарядной сессии на основании тарифов;
– продолжительность зарядки;
– использование сценариев технологического управления в процессе зарядки.
5.2.54 В стоянках открытого типа зарядная инфраструктура должна быть защищена от влаги и проникновения твердых предметов не ниже IP54 по ГОСТ 14254.
Конструкция зарядных устройств и мест размещения зарядных станций должна обеспечивать их безопасное функционирование в условиях попадания дождя, снега, сильного ветра.
СП СП 42.13330.2016 Свод правил ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. Планировка и застройка городских и сельских поселений Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*
11.44 При размещении парковочных мест на стоянках автомобилей следует предусматривать места для хранения электромобилей, оборудованные зарядными устройствами, в количестве не менее 5% общего числа мест. Не менее одной ТРК каждого вида топлива и одного места зарядки электромобилей на АЗС должны быть доступны для инвалидов на кресле-коляске в соответствии с СП 59.13330.
В подземных и наземных стоянках автомобилей допускается предусматривать места для хранения и паркования электромобилей (подзаряжаемых гибридных автомобилей) с возможностью их зарядки без выделения этих мест ограждающими противопожарными конструкциями при условии размещения в них автомобилей с аккумуляторами, не выделяющими при зарядке и эксплуатации пожароопасные вещества в объеме, способном образовать взрывопожароопасную среду, с обеспечением качественного и количественного контроля состава смесей газа в воздухе.
Применение зарядных устройств разрешается только заводского изготовления, со степенью защиты электрической сети не менее IP 54, с наличием устройства защитного отключения (в том числе при получении сигнала о срабатывании систем противопожарной защиты).
В настоящее время Минстроем России ведется работа по дальнейшему совершенствованию нормативно-технической базы инфраструктуры для электромобилей. Подготовлена редакция пересмотра свода правил по стоянкам автомобилей с актуализированными положениями, регулирующими размещение парковочных мест для электромобилей в различных типах стоянок, а также требования к их параметрам и оборудованию.
С 5 ноября 2023 года вступит в силу новый СП 113.13330.2023 «СНиП 21-02-99 Стоянки автомобилей», который объединит и заменит сразу два свода правил: СП 506.1311500.2021 и СП 113.13330.2016.
Подробнее в статье Зарядные станции электромобилей разрешили устанавливать ниже первого подземного или подвального этажа