Правительство России прорабатывает создание единого приложения – агрегатора заправок для электромобилей (ЭЗС). Об этом «Ведомостям» рассказал замминистра экономического развития Максим Колесников. По его словам, такой сервис должен появиться до конца года.
При постоянном использовании электрокара сталкиваешься с тем, что у каждого производителя есть свое приложение. Есть «Энергия Москвы» (московского департамента транспорта. – «Ведомости»), но не все зарядные станции включены в это приложение. Есть свое у Evolute (производитель электрокаров), Sitronics, Zevs (устанавливают ЭЗС) и др. Это создает определенный дискомфорт пользователю, особенно если ты ездишь по разным регионам.
Максим Колесников, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации
По его словам, Минэнерго поручено проработать с крупными агрегаторами – «Яндексом» и другими – возможность появления единого решения. Оно позволит использовать одно приложение без ущерба для экономики инвесторов в зарядную инфраструктуру, считает замминистра.
Скорее всего, за основу для общероссийского агрегатора электрозаправок будет взято какое-то из уже имеющихся на рынке решений. Это позволит сократить сроки разработки, поясняет Колесников. Предполагается, что каждая зарядная станция будет передавать по API (свод правил для обмена данными разными программами) информацию единому агрегатору. Финальных решений о том, кто будет разрабатывать единое приложение и управлять им, пока нет, добавил Колесников.
Вопрос: для удобства пользователей или для контроля за операторами?
Про необходимость приложения для мониторинга говорилось вчера 21.06.2023 на Международной выставке-форуме RENWEX 2023. Затрагивалось оно в контексте соблюдения норм субсидируемых зарядных станций.
В 719 прописано, что мы должны обеспечить работоспособность станции 95%. Но каким образом мы будем это контролировать, не прописано нигде.
Максим Политов, директор по стратегическому развитию Корпорации ПСС
Как пояснил «Ведомостям» президент Sitronics Group Николай Пожидаев, компания направила в конце июня 2022 г. в Минэнерго инициативу о создании единой информсистемы, которая от операторов могла бы получать данные об эксплуатации ЭЗС.
Так государство могло бы видеть, как развивается электрозарядный бизнес и насколько эффективно тратятся госсубсидии.
Николай Пожидаев, президент АО «Ситроникс»
Но проект не предполагал клиентского взаимодействия через платформу, уточнил топ-менеджер. Пожидаев добавил, что в марте 2023 г. на совещании в Минэнерго обсуждалось уже создание сервиса, который будет не только собирать данные для федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) для целей мониторинга, но и обеспечивать клиентское взаимодействие – бронирование и резервирование.
Подготовка предложений по такому сервису есть в непубличной версии перечня мер дополнительной поддержки электротранспорта, утвержденных 27 апреля 2023 г. премьером Михаилом Мишустиным. Этот документ есть у «Ведомостей». В нем приложение обозначено как «единый информационный сервис с картой размещения зарядных станций для электромобилей». По идее правительства, сервис должен включать в себя статистические и технические данные о текущем состоянии электрозаправок и позволять пользователям их бронировать.
Ответственными за подготовку предложений по сервису обозначены Минэнерго, Минцифры и Минэкономразвития, доклад в правительство ожидался 16 мая. Минэнерго совместно с заинтересованными ФОИВ представили в правительство соответствующие предложения, они находятся в проработке, подтвердил «Ведомостям» представитель пресс-службы правительства. Представитель курирующего электротранспорт вице-премьера Андрея Белоусова также говорит о получении предложений от ФОИВов, не раскрывая их суть.
Рабочая группа, созданная Минэнерго, сформирует технические требования к сервису, после чего будет определена стоимость разработки приложения, сказано в комментарии пресс-службы ведомства «Ведомостям». «В рамках работы сервиса планируется предоставлять пользователям данные о координатах, физическом адресе и номере ЭЗС, тарифе, загруженности ЭЗС, планировании маршрутов поездок с учетом наличия зарядной инфраструктуры и ее загруженности», – поясняется там. В комментарии указано, что граждане смогут, используя единую «точку входа», пользоваться заправками разных участников рынка в едином интерфейсе.
Появление агрегационного сервиса – вполне ожидаемая история, полагает Пожидаев. Вопрос в том, на каких условиях он будет работать и кто будет владеть данными как де-юре, так и де-факто. «По сути, понимание трафика каждой станции, ее работоспособности, типов клиентов и т. д. становится конкурентным преимуществом на развивающемся рынке. Поэтому необходим равный доступ к этим данным для всех участников рынка», – объясняет топ-менеджер.
Представитель «Яндекс.Заправок» сказал «Ведомостям», что в компании заинтересованы в свободном и конкурентном рынке, где без единой площадки могут на равных условиях работать все желающие операторы и агрегаторы.
Представитель Минцифры от комментариев отказался.
В дептрансе Москвы на вопросы «Ведомостей» не ответили.
Стоимость разработки приложения сильно варьируется от количества функций. По оценке разработчика Inostudio, типовое приложение для iOS и Android может стоить 1–3 млн руб. Если использовать кросс-платформенные технологии, то вилка цен будет от 0,8 млн до 2,4 млн руб.
Возможность забронировать зарядку через новый сервис означает, что его владелец получит доступ к функциям управления станцией и взаимодействия с ПО ее владельца, подчеркивает топ-менеджер. «Фактически это элемент передачи управления зарядной сетью третьему лицу. И здесь только участники рынка должны договориться о правилах такого доступа, коммерческой составляющей и, самое главное, технических параметрах», – объясняет Пожидаев.
У профильного рынка потребности в едином приложении для заправок сейчас нет, уверена председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева. По ее словам, операторы ЭЗС и так готовы работать по роумингу – когда с приложения одного провайдера услуги по зарядке можно управлять станцией другого. Навязывание пользователям единого сервиса, скорее всего, снизит качество услуг и нанесет ущерб конкуренции среди игроков рынка, полагает Гордеева.
Приложение 2Chargers имеет схожий функционал, и при учете появления в нем опции оплаты зарядки идея создания еще одного агрегатора на правительственном уровне кажется сомнительной, говорит директор по развитию компании Михаил Сингаевский.
На текущий момент нет ни технических, ни коммерческих предпосылок для создания единого приложения с нуля, считает управляющий директор частного оператора ЭЗС Punkt E Константин Алябьев. У действующих операторов нет стимулов подключаться к единому приложению, так как сейчас именно сеть зарядных станций, а не приложение приводит пользователей, отмечает он. Для пользователей зарядка по роумингу через этот сервис будет неминуемо дороже из-за необходимости оплачивать расходы на интеграцию и комиссию единого оператора, уверен Алябьев.
Если подключение к единому оператору станет дополнительным обязательством при получении субсидии, это еще больше снизит инвестпривлекательность зарядной инфраструктуры и замедлит темпы развития отрасли.
Константин Алябьев, управляющий директор ООО “ПУНКТ Е”
Уточнение. Управляющий партнер «Моторинвеста» Андрей Резников после публикации материала сказал «Ведомостям», что если обязать всех пользоваться единым приложением, то это может привести к серьезной потере качества сервиса для пользователей и отсутствию здоровой конкуренции между поставщиками услуг. «Текущая проблема заключается не в большом количестве мобильных приложений, а в нежелании различных операторов оказывать друг другу роуминг, что ухудшает инвестиционный потенциал зарядной инфраструктуры и путает конечных потребителей. Мы предлагаем разработать механизм, который обяжет разных провайдеров услуг зарядки по запросу от других провайдеров предоставлять бесплатный роуминг пользователям <…>. Потребители не будут привязаны ни к одному оператору и смогут получать услуги в любой точке страны», – отметил собеседник.
По данным сервиса 2Chargers, в России сейчас всего около 4500 электрозаправок, 779 из которых – быстрые (позволяют зарядить средний электромобиль до 80% в среднем за полчаса). Установка быстрых ЭЗС субсидируется государством: компенсируется до 60% стоимости зарядки (т. е. до 1,86 млн руб.) и до 30% (до 900 000 руб.) – техприсоединения к электросети. По данным Минэкономразвития, в 2022 г. в России было установлено 439 быстрых и 783 медленных зарядки. План на 2023 г. – 659 и 2163 ЭЗС соответственно.
Мы в проекте it.CHARGE уже более 3х лет занимаемся разработкой ПО для управления зарядными станциями (ЭЗС) для электромобилей и управляем несколькими сотнями ЭЗС разных производителей. Постоянно работаем со всеми основными производителями, в том числе участвуем в работе над качеством управления. В системе уже более 20 тысяч пользователей, и более 150 тысяч совершенных зарядных сессий. И очень хочется поделиться мнением, как и что реально сейчас происходит на рынке инфраструктуры.
‼️Важно. Сейчас на рынке появилось много производителей ЭЗС и программных продуктов (ПО) для их запуска. Для обывателя, который не заряжает электромобиль, они могут быть идентичны и как будто повторяют друг друга, НО вопрос в том, насколько качественно оказывается услуга зарядки.
Важно учитывать, что есть 4 точки интереса:
– пользователь (владелец электромобиля)
– владелец зарядной станции
– оператор (платформа)
– регуляторы
Категория 1. Владелец авто.
Для пользователя зарядки есть сервисы рекомендательные (ранее был plugshare, сейчас есть 2chargers), кроме того, есть картографические сервисы и рекомендательные (формата яндекс-карт и 2gis) – это места, где можно найти зарядную станцию изначально на самом самом первом этапе, а потом уже пользоваться “по-накатанной”. Ведь тут не стоит забывать, что даже по мировой статистике более 80% зарядных сессий происходит на домашней зарядке, а в остальное время люди пользуются 1-2мя или максимум 3мя зарядными станциями на постоянном режиме, так как маршруты у людей стандартные, так же как и режим движения работа-дом. То есть, фактически, это скорее сервис, необходимый больше для путешественников.
Категория 2. Владелец зарядки/сети. Владение ЭЗС – это контроль за своим бизнесом, своими клиентам, деньгами, а самое главное – лояльностью этих самых клиентов. При этом огромное количество задач и проблем с еще неотлаженной технологией получения заряда – это их прямая задача и «головная боль», так как клиентоориентированность прежде всего. То есть главная задача – зарядная станция должна давать качественный сервис, что должно приводить к повышению лояльности и прибыли. Исполнение этой задачи именного собственник может проконтролировать лучше, чем кто бы то ни было.
Категория 3. Оператор или разработчик ПО.
Иногда эта функция объединена с собственником ЭЗС, но чаще нет. Это профессионалы рынка, задача которых – обеспечить технически получение клиентом-водителем заряда в нужном объеме и качестве, и решить задачу получения денег и заботы о лояльности для владельца ЭЗС. Идеальная работа оператора – максимально автоматизированная схема работы без технических обращений от клиента. Для этого проводится огромный пласт работ по отладке ЭЗС с производителями для корректного управления. И отрабатывается максимум обращений от клиентов, чтобы найти и отладить все проблемные моменты, и опять же отладка с производителями. С это все на достаточно невысокой комиссии, так как пока и станций мало, да и загрузка не сказать, что радует. Но эту работу должен кто-то делать. Ведь это центральная часть связки водитель-зарядка-собственник зарядки.
Категория 4. Регуляторы.
Это категория органов, кому важно работать с реальной ситуацией по зарядным станциям. Где и сколько установлено, где не хватает, как работает, какая статистика и аналитика. И это особенно важно для станций, которые установлены с поддержкой МинПромТорга. Ведь там есть явная потребность в корректной информации и реальном состоянии дел. И не только параметр нахождения станции в режиме онлайн, а фактическая статистка успешных/неуспешных зарядных сессий, совместимости с авто, корректности работы станций не только общей, но и для монетизации (а это, на самом деле, очень большая проблемная зона, по которой очень у многих производителей даже по установленным станциям есть систематические «накладки»). И сейчас эти самые регуляторы получают информацию в формате уведомлений без возможности получения реальных подтвержденных данных, не говоря о режиме онлайн.
Резюмируя, можно сказать следующее: рынок зарядной инфраструктуры только формируется, как в зарядных устройствах, программных продуктах, так и в прикладных задачах операторов, направленных на решение реальной задачи – предоставления качественной услуги предсказуемого (!) заряда. Конкуренция и решение реальных прикладных задач заставляет всех участников рынка становиться лучше, работая с технологиями и конкурируя за клиента.
Если сейчас ввести некую программную обязательную платформу, которая попробует решить задачу объединения интересов всех участников рынка «с наскока» – ничего хорошего из этого не будет, так как технологии зарядки не так просты, как может показаться внешнему обывателю, ведь зарядки – это умные устройства, популярных стандартов зарядок – много, даже среди современных авто. Производители еще достаточно долго будут находиться в режиме отладки своей технологии. И если убрать задачу разработчиков ПО и операторов в форму принудительной новой платформы – это не принесет пользы рынку. Максимальная польза – реальная конкуренция за сервис и качество. И надо помогать развиваться, помогая создавать хотя бы минимальные стандарты качества, запрашивая реальное состояние вещей, а не заниматься регулированием на еще только зарождающемся рынке.
Мое экспертное мнение: нам очень необходимы общие требования к реальной работе инфраструктуре и общий мониторинг фактического состояния и меры поддержки развития операторов и проектов малого и среднего бизнеса в инфраструктуре. Только так мы сможем получить максимально качественную инфраструктуру.
От канала «Энергетическая гостиная»: Вместо объединения сервисов ЭЗС лучше бы создали платформу для владельцев электротранспорта на основе информации из ГИБДД/Госуслуг для формирования точек размещения зарядной инфраструктуры, чтобы владелец ЭМ мог очертить свой ареал обитания и дать рекомендации по размещению кормушек.
Будет очередной ГИС, потратят бюджетные средства? Нет, никакого ГИС нет даже в проекции, никаких бюджетных средств. Сейчас есть инструменты, позволяющие без вмешательства государства реализовывать социально значимые проекты.
В теме развития электрозарядной инфраструктуры есть интересы автовладельцев, владельцев / операторов зарядных станций и задачи государства. Какие задачи будет решать новый сервис? Первое и главное: сервис размещения ЭЗС – это сервис для потребителя. Чтобы было удобно. Чтобы гражданин мог в полностью автоматическом режиме с использованием алгоритмов искусственного интеллекта планировать свой маршрут в любую точку страны на электромобиле с учётом наличия зарядной инфраструктуры, загруженности ЭЗС, а также выбирать тариф и нужные сервисы рядом.
Для владельцев и операторов ЭЗС участие в сервисе будет обязательным или будут создаваться драйверы для добровольного участия в работе сервиса? Были предложения регулирования, но Минэнерго считает, что рынок может самоорганизоваться, стать клиентоцентричным. В конце концов, это общая задача.
Государство не хочет вмешиваться в бизнес, навязывать форматы, но хочет видеть, как развивается направление.
Для владельцев и операторов ЭЗС? В первую очередь удобство, сокращение бюджетов на разработку и эксплуатацию сервисов, дополнительные инструменты привлечения клиентов, получение обратной связи, простой выход на рынок новых игроков.
Для государства? Получение адекватной и оперативной информации не в ручном режиме о востребованности и загрузке ЭЗС, их работоспособности (количестве отказов, незавершённых сессиях, причинах таких ситуаций) для принятия управленческих решений. В том числе по субсидированию. Да, государство, как любой инвестор, хочет, чтобы средства субсидий расходовались не в формате «установил и забыл», а чтобы выполнялась основная функция «развитие доступной зарядной инфраструктуры».
«Заберут эквайринг и будут рулить процессом». Нет, никто ничего забирать не будет. Эквайринг это сторона бизнеса. В работу приложений операторов тоже вмешиваться не намерены. Смотрите пункт «О невмешательстве». «Ваша конкуренция только ваша».
Как будет реализован сервис? Через передачу определённых данных на популярные картографические сервисы (2ГИС, Яндекс, а может, кто еще, список открыт), возможность получения достоверной информации (к примеру: работоспособность, тариф, дополнительные сервисы) и представления потребителю возможности выполнения ряда действий (планирование маршрута, бронирование, обратная связь с оператором). Данные также будут направлять в Минэнерго России. Для чего – написано выше.
Главный вопрос, который нужно решить для запуска сервиса? Прежде всего решить вопрос с форматом обмена данными. Минэнерго считает, что протоколы информационного взаимодействия должны быть стандартными, изобретать проприетарный велосипед не нужно, все придумано до нас в этой части. Любой новый участник должен иметь возможность быстро и доступно присоединиться к сервису. «Мы НЕ считаем возможным представлять кому-либо из участников рынка приоритет» (см. пункт про самоорганизацию с невмешательство).
Участникам рынка возможно попасть в рабочую группу по сервису? Возможно. Нужно написать письмо, на догадайтесь чьё имя, в Минэнерго России. [Кстати, такой пример видел своими глазами].
И в завершение. Что будет, если рынок не сможет договориться? Всегда остаётся план «Б».
15.09.2023 принято решение о брендировании субсидируемых быстрых зарядных станций. На уже установленные и планируемые к установке зарядные станции в рамках проекта «Электромобиль и водородный электромобиль» будут наноситься бренд-наклейки типового образца.
Субсидия покрывает 60% стоимости самой зарядной станции и 40% технологического присоединения. Пользователи ЭЗС смогут различать субсидируемые и исключительно коммерческие станции.
19.09.2023 появилась новость Дептранса Москвы о запуске единой ИТ-системы «Энергия Москвы», которая объединит всех операторов зарядных станций.
Одним из первых к системе присоединился наш партнер – Яндекс Заправки. Теперь с этим приложением интегрированы городские зарядные станции проекта «Энергия Москвы». В последней версии приложения электромобилисты могут найти подходящую станцию, проверить статус – свободна или занята, а также начать и завершить зарядную сессию.
О каком именно приложении идет речь, пока не сообщается.