26.03.2025 Коммерсантъ провел деловой завтрак «Россия на электротяге: контуры автомобильного будущего», на котором встретились производители электромобилей, электрозарядных станций, владельцы и операторы сетей ЭЗС.
За последние 15 лет на развитие сферы электромобильности в РФ было потрачено 0,5 трлн руб.

Продажи электромобилей в январе-феврале 2025 года упали на 63%, гибридов – на 40%.

Почти половина парка электромобилей и гибридов сконцентрирована в Москве и области.

В среднем на 1 зарядную станцию в РФ приходится 14 электромобилей. Данное число говорит о готовности инфраструктуры к росту парка электромобилей.
По данным 2Chargers на 24.02.2025 в России действует 8368 ЭЗС:
- AC, медленные ЭЗС – 4605;
- DC, быстрые ЭЗС – 3763.

В Москве и области соотношение электромобилей (BEV+PHEV) и зарядных станций – 22:1. Действует 1957 зарядных станций: AC – 1294, DC – 663.
Опыт крупнейшего оператора ЭЗС в РФ – Россети, Константин Кравченко
- В сети более 500 зарядных станций.
- Загрузка сети была 2,5%, т.е. в среднем в сутки зарядная станция использовалась 36 минут. Сейчас вышли на 4,5% – 1 час.
- Чтобы станция окупалась по OPEX, необходима загрузка 9%, а по CAPEX – 30%.
- При тарифе 22 руб. окупаемость составит 17 лет.
- Чтобы станция окупалась за 5-7 лет при нынешней загруженности, тариф должен быть 300 руб.
От участников прозвучали предложения о возврате отмененных льгот для электромобилей.
Российские автопроизводители электромобилей (Москвич, АТОМ, Evolute) на текущий момент ориентированы на B2B сегмент.